глава 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава 5 глава 6 глава 7

книга 7. глава 4.

Глава IV. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СТОРОНА МАГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Двадцать лет назад Альфонс Эскиро, друг моего детства, издал фантастическую книгу «Маг». В ней присутствует вся романтика тех времен. Автор снабдил своего мага гаремом мертвых дам, набальзамированных согласно рецептам, которые были только что открыты. Среди действующих лиц имеется медный автомат, который проповедует целомудрие, гермафродит, который влюблен в луну и имеет постоянную связь с этим светилом; имеется там и другое, забытое ныне. Альфонс Эскиро, можно сказать, основал школу фантастов в Магии, и был наиболее интересным представителем ее. Молодой Анри Делааж, продуктивный писатель, нераспознанный чудотворец и одаренный заклинатель. Его стиль не менее удивителен, чем у Альфонса Эскиро, его вдохновителя и учителя.
Мы сказали, что Анри Делааж — это нераспознанный чудотворец. В самом деле, он сообщил нашему знакомому, что зимой, во время эпидемии гриппа, надо приходить в его комнату, потому что каждый, кому посчастливилось там быть, излечивался немедленно. Многие наши друзья говорили, что он обладает даром вездесущия. Он покинул редакцию газеты «Отечество» и оказался снова там с ее издателем Данту, тот в страхе ушел домой, где Делааж ожидал его прихода. Светская дама, читавшая одну из его книг, удостоверила, что она не знает ничего, написанного более прекрасно. Но прекрасное он распространял не только своими сочинениями. Мы прочли статью, подписанную «Фиорентино», где говорилось, что физическая привлекательность молодого мага равна или даже превосходит привлекательность ангелов.
Мы поместили этого молодого писателя на первое место среди фантастов Магии. Во всех остальных отношениях оно принадлежит графу д'Урш, человеку почтенного возраста, который посвятил свою жизнь и судьбу месмерическим экспериментам. Женщины в сомнамбулическом состоянии и мебель его дома предавались неистовым пляскам. Мебель портилась и ломалась, а женщины, говорят, становились после их вращений еще лучше.
Долгое время граф д'Урш был одержим навязчивой идеей, которая состояла в его боязни быть похороненным заживо и написал несколько статей о методах распознавания состояния человека во время болезни. Он имел основание бояться, потому что его темперамент, состояние нервной системы и эксперименты с прекрасными сомнамбулами предрасполагали его к апоплексии. В магнетизме он был учеником аббата Фариа, а в некромантии принадлежал к школе барона де Гульденштуббе. Последний опубликовал работу под названием "Практическая экспериментальная Пневматология или Реальность Духов и Чудесный феномен их Прямого Писания". Он сообщает о своем открытии так: "В 1850 году или за три года до эпидемии стучания столов, автор пытался привить во Франции американский спиритуализм, таинственные перестукивания Рочестера и чисто автоматическое писание медиумов. К сожалению, мы встретили много препятствий, воздвигнутых другими месмеристами. Те, кто посвятил себя гипотезе магнетического флюида, и даже те, кто считал себя спиритуальными месмеристами, но на самом деле были проводниками сомнамбулизма, третировали таинственные перестукивания американского спиритуализма как визионерские глупости. Только через шесть месяцев автор смог сформировать свой первый круг американского плана благодаря содействию Рустана, бывшего члена Общества Магнетизеров и Спиритуалистов, простого человека, полного энтузиазма к святому делу спиритизма. Мы связались с другими лицами, среди которых был аббат Шатель, учредитель Французской церкви, который, несмотря на свои рационалистические тенденции, закончил признанием реальности объективного и сверхъестественного откровения как необходимого условия спиритуализма и всех практических религий. Оставляя в стороне моральную часть вопроса, можно установить, что американские круги основаны на различии между позитивным и электрическим или негативным магнетическим токами.
Круг состоит из двенадцати человек, представляющих в равной пропорции позитивные и негативные, или чувствительные элементы. Это различие не зависит от пола людей, хотя вообще женщины негативны и чувствительны, а мужчины положительны и магнетичны. Перед формированием круга надо изучить умственные и физические свойства каждого индивидуума, потому что некоторые хрупкие женщины имеют мужские качества, а некоторые сильные мужчины являются в моральном смысле женщинами. Стол размещается в светлом проветриваемом помещении, медиум сидит на одном конце его и полностью изолирован. Благодаря своему созерцательному спокойствию он служит проводником для электричества. Можно отметить, что хорошая сомнамбула обычно превосходный медиум. Шесть электрических, или негативных лиц, которые обычно распознаются по их эмоциональным качествам и их чувствительности, размещаются справа от медиума, самые чувствительные — непосредственно возле него. По тому же принципу слева от медиума располагаются положительные лица. Чтобы образовать цепь, каждый из двенадцати кладет свою правую руку на стол, а левую — на руку соседа, образуя этим круг вокруг стола. Отметим, что медиум или медиумы, если их несколько, полностью изолированы от тех, кто образует цепь.
После нескольких сеансов были получены некоторые замечательные феномены, такие, как одновременные удары, которые чувствуют все присутствующие в момент умственного вызывания духа наиболее разумными лицами. То же самое относится к таинственным перестукиваниям и другим странным звукам. Многие люди, включая наименее чувствительных, имеют одновременные видения, хотя остаются в обычном состоянии бодрствования. Чувствительные люди получают самый замечательный дар медиумов, автоматическое письмо, как результат невидимого воздействия, которое использует неразумный инструмент человеческой руки, чтобы выразить его идеи. Наконец, нечувствительные лица ощущают мистическое влияние внешнего ветра. Эффект его не очень силен, но приводит их волосы в движение. Все эти феномены, полученные согласно образцам американского спиритуализма, имеют некоторый дефект, будучи более или менее непрямыми, потому что в этих экспериментах невозможно исключить посредничество человеческого существа или медиума. Это касается и столовращения, которое захлестнуло Европу в середине 1853 года.
Автор видел много опытов со столами, которые проводил граф д'Урш, один из самых сведущих людей в области магии и оккультных наук. Без всякого контакта с ними, граф заставлял их двигаться по комнате с большой скоростью. 20 января 1856 года, в присутствии графа д'Урш и графа Цапари, мы — слышали вибрацию струн пианино. Все эти феномены позитивно доказывают действие оккультных сил, но не демонстрируют реальное и субстанциональное существование невидимого разума, независимого от нашей воли и воображения. Тот же упрек можно сделать американским спиритуалистам, потому что их общение с миром духов очень незначительно по своему характеру, оно ограждено мистическими перестукиваниями и другими звуковыми вибрациями. Как факт, нет прямого феномена, одновременно интеллектуального и материального, независящего от нашей воли и воображения, чтобы его можно было сравнить с прямым писанием духов, которые ни заклинались, ни вызывались, и одно только это неопровержимо доказывает реальность сверхъестественного мира.
Автор, постоянно находясь в поисках интеллектуального и непосредственно ощутимого доказательства субстанциональной реальности сверхъестественного мира, которое могло бы продемонстрировать фактами бессмертие души, никогда не уставал горячо молиться, чтобы Господь удостоил его таким доказательством и тем самым укрепил веру в бессмертие, вечный базис религии. Всевышний, милость которого безгранична, снизошел к этим молитвам. 1 августа 1856 года автору пришла мысль о том, не могут ли духи писать непосредственно без медиума. Вспоминая чудесное прямое писание десяти заповедей, сообщенных Моисею, и надпись на стене дворца Валтасара, о которой сообщал Даниил, автор сопоставил это с современными фактами, которые зафиксированы в американском Стратфорде, где странные неразборчивые надписи появлялись на листах бумаги в отсутствии медиумов.
Автор поместил лист чистой почтовой бумаги и остро отточенный карандаш в ящик, запер его и унес ключ с собой, никому не говоря о своих намерениях. Он напрасно ожидал двенадцать дней, но 13 августа 1856 года он нашел на бумаге таинственные знаки. Он повторил эксперимент десять раз в тот же день, каждый раз вкладывая в ящик новый лист, результат неизменно повторялся. На следующий день он сделал двадцать экспериментов, но оставил ящик открытым и непрестанно смотрел в него. Он был свидетелем сформирования букв и слов на эстонском языке, карандаш при этом не двигался. Поскольку карандаш оказался не нужным, автор решил отказаться от него и разложил чистые листы бумаги на своем столе, на пьедесталах древних статуй, на саркофагах, урнах и т. п. Подобные эксперименты проводились на различных кладбищах Парижа, но автору кладбища не нравились, потому что большинство духов предпочитает находиться там, где они жили на земле, а не там, где покоятся их бренные останки.
Мы далеки от того, чтобы обсуждать феномены, наблюдавшиеся бароном де Гульденштуббе, но хотели бы указать ему, что такое открытие было сделано до него Лаватером, и что акварельный портрет, нарисованный каббалистом Габлидоном, имеет гораздо большее значение, чем те несколько строк писаний, которые он получил. Говоря нижеследующее от имени науки, мы хотели бы сказать ему, что он, пожалуй, не поверит нам, но серьезным исследователям этого странного феномена представляется, что полученные им писания не пришли из другого мира, а были неосознанно сделаны им самим. Мы сказали бы ему, что ваши эксперименты, столь чрезмерно повторенные, и ваше исключительное напряжение воли нарушили равновесие вашего флюидического и астрального тел; вы заставили их реализовать свои грезы и они начертали символы, заинтересованные из ваших собственных воспоминаний отражения вашего воображения и мыслей. Если вы окажетесь в совершенно ясном состоянии магнетического сна, вы увидите сияющую копию вашей руки, простирающуюся подобно тени при закате солнца; вы увидите, что она пишет на приготовленной бумаге знаки, которые удивят вас. Этот физический свет, который излучается из земли и из вас, содержится в флюидической весьма эластичной оболочке, которая сформирована из квинтэссенции ваших жизненных духов и вашей крови. Эта квинтэссенция nponseoflnt из света цвет, определяемый вашей тайной волей; это делается в соответствии с вашими грезами, и на бумаге запечатлеваются символы, как на телах неродившихся детей появляются знаки, запечатлевшие воображение их матерей. То, что кажется вам чернилами, это ваша потемневшая преобразованная кровь. Следует удерживать себя от многократного повторения таких экспериментов. Если их продолжать, ваш мозг будет постепенно ослабевать, пострадает память. Вы будете испытывать невыразимую боль в конечностях и пальцах и вы, наконец, умрете или сразу, или после продолжительной агонии, сопровождаемой конвульсиями и сумасшествием. Этого слишком много для барона де Гульденштуббе.
Графу д'Урш мы сказали бы так: вы не будете похоронены заживо, но вы рискуете умереть от тех самых предосторожностей, которые вы предпринимаете против такой возможности. Пробуждение тех, кто таким образом похоронен, может быть быстрым и коротким, они могут и долго жить под землей, сохраняемые Астральным Светом в состоянии ясного сомнамбулизма. Их души тогда привязаны к спящему телу невидимой цепью, и если эти души жадны и преступны, то они могут извлекать квинтэссенцию крови из людей, которые спят естественным сном. Они могут переносить этот сок в свои, находящиеся в земле, тела для их долгого сохранения в тщетной надежде, что они смогут вернуться к жизни. Этот страшный феномен называется вампиризмом, его реальность установлена и засвидетельствована. Если вас интересует возможность такой магнетической жизни человеческого тела под землей, то прочтите следующее сообщение английского офицера Осборна, человека глубокой веры, который был рекомендован барону дю Поте генералом Вентура.
"6 июня 1838 года монотонность нашей лагерной жизни была нарушена прибытием лица, известного всему Пенджабу. Сикхи очень почитали его за способность находиться похороненным в земле так долго, как он пожелает. Достоверность рассказов гарантировали многие уважаемые люди, поэтому мы с интересом ждали встречи с ним. Капитан Вейд, политический агент в Лодране, сказал мне, что он сам ассистировал при воскресении этого факира после похорон, состоявшихся за несколько месяцев до этого, при этом присутствовали генерал Вентура, Магараджа и командующий сикхами. Капитан Вейд говорил так. После приготовлений, которые длились несколько дней, факир объявил о том, что готов подвергнуться испытанию. Генерал Вентура, Магараджа и командующий сикхами собрались у каменной могилы. В их присутствии факир запечатал воском все отверстия своего тела, через которые в него мог бы войти воздух, кроме рта. Затем он снял одежду, облекся в полотняный мешок, и по его желанию язык его повернули так, чтобы он закрывал глотку. После этого он погрузился в некую летаргию. Мешок с его телом завязали, и Магараджа наложил на него свою печать. Затем его положили в гроб, который забили, опечатали и опустили в могилу. Могилу засыпали землей, на которой посеяли ячмень. У могилы выставили часовых, чтобы они охраняли ее день и ночь.
Несмотря на эти предосторожности, Магараджа все же сомневался. За десять месяцев, пока факир оставался под землей, Магараджа трижды посещал могилу, ее открывали, холодное безжизненное тело находилось в мешке. Через десять месяцев тело извлекли из могилы, генерал Вентура и капитан Вейд вскрыли гроб, сломали печати; факир не показывал признаков жизни. Чтобы оживить его, один из зрителей осторожно ввел в его рот палец и вернул язык в естественное состояние. Сколь-нибудь теплой была лишь макушка. Тело начали медленно поливать теплой водой, постепенно начали появляться признаки жизни. Через два часа факир встал и начал двигаться и улыбаться.
Необыкновенное существо сообщило, что, пребывая под землей, видело очаровательные сны, но пробуждение всегда исключительно болезненно, и что возвращению сознания предшествует сильнейшее головокружение. Ему было около тридцати лет; наружность болезненна, выражение лица хитрое. Мы долго говорили с ним, и он согласился, чтобы его похоронил и в нашем присутствии. Мы договорились о встрече в Лагоре, где он обещал нам оставаться под землей в течение всего времени нашего пребывания в этом городе".
Таков рассказ Осборна. Вопрос в том, действительно ли факир был готов повторить свое погребение. Новый эксперимент мог стать решающим. Но произошло вот что.
"Через пятнадцать дней после визита факира в наш лагерь, английские офицеры прибыли в Лахор. Они выбрали подходящее место, построили каменную могилу, и стали дожидаться факира. Тот прибыл на следующий день, спеша доказать, что он не обманщик. Он сообщил, что необходимые приготовления сделаны, но поведение его говорило о беспокойстве и подавленности. Он начал торговаться об условиях компенсации, которые были зафиксированы как пятнадцать сотен рупий предварительно и две тысячи рупий ежегодно. Удовлетворившись этим, он пожелал ознакомиться с теми предосторожностями, которые предполагалось предпринять. Офицеры показали ему гроб, запирающие его ключи и сообщили, что часовыми будут английские солдаты, которые будут нести службу у могилы в течение недели. Факир бранился и кричал об иноземцах и скептиках, которые хотят подорвать его репутацию. Он выразил боязнь того, что на его жизнь будет сделано покушение, и отказался полностью довериться надзору европейцев. Он потребовал, чтобы дубликаты ключей были вручены одному из его единоверцев и, наконец, настаивал, чтобы часовые не были врагами его веры. Офицеры отклонили его условие, последовали переговоры, не давшие результатов. Наконец, факир через одного из сикхов узнал, что Магараджа угрожает ему своим гневом, если он не выполнит свое соглашение с англичанами и заявил, что он хочет предпринять испытания, хотя и уверен, что единственная цель офицеров состоит в том, чтобы лишить его жизни и что он никогда не выйдет из могилы. Офицеры ответили, что они разделяют его опасения и так как не хотят его смерти, освобождают его от своего обещания".
Свидетельствуют ли колебания и опасения факира против него? Следует ли из этого, что те, кто ранее удостоверял, что видел своими глазами все, благодаря чему факир стал знаменитым, виновны в самообмане или стали жертвами ловкого фокусника? Мы убеждены, что факир неоднократно был погребенным в буквальном смысле слова, и даже допуская, что после похорон он каждый раз имел возможность сообщаться с наземным миром, все же остается непонятным, как он мог оставаться без воздуха между погребением и тем моментом, когда его помощники приходили ему на помощь. Осборн приводит объяснения английского врача Мак-Грегора из его книги "Медицинская топография Лодианы", к которой мы отсылаем читателя, желающего серьезно ознакомиться с этим вопросом. Известно множество сообщений об эксгумации вампиров. Во всех случаях тело оказывалось в прекрасном состоянии, но кровь из него сочилась, волосы росли ненормальным образом и пучками торчали из щелей гроба. Признаков жизни в системе дыхания не было, чего нельзя сказать о сердце, которое становилось органом скорее растительным, чем животным. Чтобы убить вампира, надо проткнуть его грудь колом, после чего страшный крик показывает, что сомнамбулист в могиле пробудился в момент действительной смерти. Чтобы сделать эту смерть определенной, могилу надо проткнуть шпагами, потому что призраки Астрального Света разрушаются воздействием металлических тел, которые притягивают этот Свет к общему резервуару и рассыпают его сгущенные пучки. Чтобы успокоить нервных людей, добавим, что случаи вампиризма очень редки, и никто из здравых умом и телом не станет их жертвой, если он или она не были душой или телом связаны с этими созданиями в течение их жизни. Связь эта могла быть соучастием в преступлении или в ненормальной страсти.
Но мы слишком далеко ушли от темы фантастов в Магии. Вернемся к ним и, забыв проблемы вампиров, скажем несколько слов о картомантисте Эдмоне. Это любимый чародей дам в квартале Нотр-Дам де Лоретт, он занимает на улице Фонтен Сен-Жорж, 30 изысканную квартиру, вестибюль ее всегда полон клиентами, в том числе и мужского пола. Эдмон — человек высокого роста, несколько полноватый, бледный, с открытым лицом и приятным голосом. Представляется, что он верит в свое искусство и добросовестно использует методы Эттейлы и Ленорман. Он учтиво и благожелательно рассказал, что с детства страстно интересуется оккультными науками, рано начал заниматься гаданием, знаком с философскими секретами трансцендентального знания, и что ключами Каббалы Соломона он не владеет. Он сообщил, однако, что очень чувствителен и простое общение с клиентами впечатляет его так остро, что это дает ему возможность чувствовать их судьбу. "Я, кажется, слышу звон цепей тех, кто обречен к эшафоту, крики и стоны тех, кто умрет насильственной смертью. Сверхъестественные запахи атакуют и почти душат меня. Однажды в присутствии завуалированной дамы в черном я начал дрожать от запаха соломы и крови. «Мадам», — закричал я, — умоляю оставить меня, я окружен атмосферой крови и тюрьмы". "Вы правы", — ответила она, открыв свое бледное лицо. — "Я была осуждена за детоубийство и только что вышла из тюрьмы. Поскольку вы знаете мое прошлое, расскажите мне мое будущее".
Один из наших друзей, изучающий Каббалу, неизвестный Эдмону, однажды пришел к нему и заплатил, ожидая его предсказаний, но тот попросил его забрать деньги. "Мне нечего сказать вам", — объяснил он. — "Ваша судьба закрыта от меня ключом оккультизма. Все, что я могу сказать вам, вы уже знаете так же, как и я". И он проводил его с поклонами. Эдмон занимается также астрологией, составляет гороскопы за умеренную плату. Одним словом, он занимается всеми делами, относящимися к его бизнесу, сколь бы утомительными и лишенными очарования они ни были. Как много расстроенных умов и больных сердец он должен видеть постоянно; глупые требования одних, несправедливые обвинения других, тяжкие откровения, требование любовных напитков, навязчивые идеи дураков, все это делает его заработок весьма тяжким. Подводя итог, скажем, что Эдмон — это сомнамбула подобный Алексису; он самомагнетизируется с помощью карт и дьявольских фигур, которые era украшают Он носит черное и дает свои консультации в черном кабинете, одним словом, он пророк таинственного.


глава 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава 5 глава 6 глава 7





Free counter and web stats